Происхождение слова аниме не совсем ясно. По одним источникам это слово пришло от французкого animation (анимасьон) - оживлять. По другим источникам - от англискогоanimation (анимейшн). Но термин "аниме" укрепился в середине 70-х годов прошлого века взамен "манга-эйга" (манга-кино).
Большая часть аниме - это ТВ-сериалы и сериалы, созданные для продажи на видео (OVA-сериалы). Однако существует множество фильмов и полнометражных аниме. Хотя по популярности манга и превосходит аниме, последнее постепенно догонят. Большенство аниме - экранизации популярной манги и расчитана на детский или подростковый возраст, хотя встречается и аниме для молодых людей. Аудиторию средних лет завоевывает "семейное аниме"
Cоздатели аниме менее, чем аниматоры других стран, склонны к техническим экспериментам, но больше внимания уделяют созданию привлекательных и интересных образов персонажей (отсюда важность качественного озвучания) и разработке сюжета. Дизайнеры в аниме важнее аниматоров.
Созданием аниме занимаются аниме-студии (например Gainax), обычно сравнительно небольшие и работающие на внешнем финансировании от различных спонсоров (телеканалы, продажа фанатской продукции - майки, календари). Обычно такие студии возникают вокруг нескольких выдающихся творцов, а потому часто бывает присущ определенный "студийный стиль", который задают ведущие дизайнеры.
Как вы уже могли заметить, в аниме цвет волос персонажей самый различные. Это связано с тем, что художникам стало надоедать рисовать всем персонажем черные волосы (как у всех японцев). Поэтому все чаще стали появляться блондины, потом с зелеными, синими, красными волосами. Ну и так далее. Но это в аниме. В реальности с цветом волос творятся самые разные чудеса. В школе, например, если у вас (не дай Бог!) светлые волосы, то вас могут попросить (да и потребуют!) перекрасить волосы в стандартные черный цвет!!!!! Но встав постарше, многие перекрашивают свои волосы в самые разнообразные цвета радуги. Так что встретить на улицах городов Японии человека с зелеными волосами не такая уж и редкость.
Продолжая знакомить вас с особенностями аниме, упомяну то, что стандарт передачи кадров в аниме - это 8-12 кадров в секунду, этого вполне достаточно, чтобы передать дижение, так как человеческий мозг запоминает только две точки - начало и конец движения. То есть, то место, откуда нога поднялась и то место, куда опустилась. Именно этот факт и позволяет большее время уделять прорисовке персонажей.
Озвучанием аниме занимаются специально приглашенные профессионалы - сэюу. Особенностью озвучания аниме - высокие голоса героинь. Это связано с тем, что традиционно высокий женский голос считается красивым и привлекательным. А тихий ассоциируется с угрозой. Поэтому в магазинах продавщицам специально приказывают говорить с посетителями как можно более высокими голосами (учтите это, если поедите в Японию). Ну и последнее - большинство песен в аниме исполняются озвучивающими их актерами, а не певцами.
Первые эксперименты с анимацией в Японии начались в середине второго десятелетия прошлого века. А в 1917 году Щимокава Декотен (SHIMOKAWA Dekoten) создал первый мультфильм по названием "Dekoboko Shin Gacho (Jagged New Picture Album)" или "Chame-boh Shin Gacho (Chame boy's New Picture Album)". Кадры были нарисованы мелом на черной доске, а затем сняты на пленку.
Довольно долго аниме находилось на задворках кино, однако здесь благотворную роль сыграли милитаристы, поддерживавшие любое "правильное" искусство. Так в 1943 году появился первый полнометражный аниме-фильм "Momotaro the Sea Eagle", призванный поднять воинственный дух японской армии в годы Второй мировой войны.В 1945 году появилось пpодолжение - "Momotaro the God Soldier". Кстати говоря, именно эти два фильма произвели большое впечатление на молодого Тедзуке, о котором поговорим ниже.
В 1956 году Окава Хирощи (OHKAWA Hiroshi) создал студию "Toei Doga". Пеpвым фильмом стал коpоткометpажный чеpно-белый фильм "Koneko no Rakugaki (Little Cats' Scribbling)". В 1957 году компания выпустила пеpвый японский цветной полнометpажный фильм "Hakuja Den (Legend of White Snake)". Тедзука участвовал в пpоизводстве фильма той же студии 1960 года "Saiyu-ki(Hsi Yu Chi)", сделанный по его манге "Boku no Songoku", выходившей в жуpнале Manga Oh (Manga King) с 1952 по 1959 год. В 1961 году Миядзаки основал "Mushi Productions". Вначале там было всего шесть человек. "Astro Boy" стал выходить в эфиp с янваpя 1963 года. В том же году Миядзаки стал pаботать в "Toei Doga".
В 50-ые годы Осаму Тедзука влил в процесс создания аниме новую струю. Стажируясь на студии Уолта Дисней (именно от Диснея через Тедзуку пришла манера рисовать персонажей с большими глазами), Осаму выяснил, как через глаза и позы можно выразить большое количество эмоции. Поэтому его называют "Богом японской мультипликации". Тедзука повлиял на японскую анимацию очень глубоко. Его стиль риосвания сохранялся в 60-ые и 70-ые годы.
В 80-ые годы техника и технология развилась настолько, что стало возможно рисовать более реалистичные изображения. Таким образом техника Тедзуки стала выглядить старомодно и в настоящее время более характерно для манги, чем для аниме.
Сейчас аниме начинает завоевывать все большую популярность не толко у себя на родине, но и в других странах мира. Хотя неяпонцам довольно трудно понять всю глубину японского анимационного искусствоа.